Кто такие фаерщики и что такое фаер-шоу – сегодня не нужно объяснять никому. Практически каждому хоть раз доводилось видеть искусство «огненных людей» на городских улицах, на экранах телевизоров или в видеороликах, выложенных в глобальной сети… Однако, не смотря на это, для многих остается загадкой «закулисье» представления, да и весь удивительный огненный мир, в который вступает фаерщик, впервые взявший в руки пои.
Кстати, пои – это мячики, шарики, мешочки или фитили, прикрепленные к шнурам или цепочкам (которые, в свою очередь, снабжены петлями для надевания на пальцы или вертлюгами). Слово «пои» – иностранного происхождения: теоретически оно не склоняется, но в разговорной речи фаерщиков дело обстоит иначе (тут нужно сказать, что человек, который крутит пои, обычно называется пойстером или поером). Если пои не тренировочные, а «боевые», то есть, предназначенные для огненного шоу, то непременной составляющей являются фитили. Правда, сегодня существуют диодные, элект-ронные, неоновые пои. Однако в статье речь пойдет прежде всего о представлениях с открытым огнем. Ведь именно эту стихию обычно имеют в виду те, кто называет себя фаерщиками.
Кстати, пои – любых видов – это далеко не все, что есть в реквизите «огненных людей»… Но о сложном и многообразном инструментарии фаерщиков мы поговорим позже. А пока – продолжим начатую тему. О чем не догадываются те, кто знаком с искусством фаерщиков только как зритель?
Обычно люди, которые хоть раз видели фаер-шоу, делятся на две категории. Первые сразу приходят в восторг, но считают кручение огня крайне опасным, а самих «огненных людей» – большими экстремалами. Вторые, глядя на обманчивую легкость движений артиста, приходят к выводу, что фаер-шоу – «плевое дело», вроде пускания мыльных пузырей, а тратить на него время, тренируясь каждый день – смешное ребячество. Такие «проницательные» зрители нередко подходят к фаерщикам во время выступления с потрясающей просьбой: «Дай покрутить!» – а получив отказ, еще и обижаются…
На самом деле, ни сверхлегким, ни сверхопасным огненное шоу не является. Истина лежит посередине. Гладкое, красивое выступление фаерщика говорит о сложных многодневных тренировках, а соблюдение им техники безопасности сводит к нулю возможность травматизма. Кстати, очевидно, что фаерщик, находясь в непосредственной близости к огню, в случае собственной беспечности рискует значительно больше, чем любой из зрителей. Поэтому артист всегда кровно заинтересован в соблюдении ТБ (так фаерщики сократили словосочетание «техника безопасности»).
Как уже было сказано выше, кручение огня стало сегодня в городах привычным явлением. Так что у людей часто уже не возникает вопроса – откуда же многочисленные фаер-шоу вдруг взялись на городских улицах и площадях, на свадьбах и корпоративах, на концертах и фестивалях? Ведь еще сравнительно недавно о них никто и не слышал…
Если сказать, что история фаер-шоу – древняя, как мир, то это, пожалуй, не будет большим преувеличением. Первым фаерщиком называют (не без доли юмора, конечно) – Прометея: он, как известно, похитил огонь у древнегреческих богов и впервые принес его людям. Впрочем, истоки современного фаер-шоу правильнее будет искать в истории и обычаях племен Новой Зеландии: слово «пои» родом именно оттуда. Аборигены крутили пои без всякого огня – просто для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме. Кстати, сейчас многие пойстеры во всем мире поступают также.
Впервые поджечь вращающиеся мешочки догадались артисты бродячих цирков. Зрелище получилось настолько эффектное, что увлечение фаер-шоу стало распространяться по миру с невероятной скоростью, возникла даже особая субкультура… Вот только субкультура ли это? Вопрос непростой, однозначный ответ на него дать сложно.
До недавних пор фаер-шоу считалось одним из составляющих элементов субкультуры хиппи – просто потому, что очень органично в нее вписалось. Однако сегодня фаерщиками могут быть и хиппи, и йоги, и панки, и анимэшники, и офисные работники в возрасте около 30-ти лет… Словом, фактически кто угодно. Для некоторых из них манипуляции с огнем – это единение с притягательной и опасной стихией, для других – просто способ самовыражения или даже бизнес… Откровенных огнепоклонников среди фаерщиков почти не найдется – но зато немало тех, кто относится к огненной стихии с уважением. Есть даже поверье, что тех «огненных людей», которые без должного почтения обращаются с пламенем, оно карает… Впрочем, опять же, далеко не все фаерщики суеверны, многие настроены очень рационалистично и прагматично.
Как же люди решают связать свою судьбу с огненной стихией? Послушаем их истории.
Вот, что рассказывает фаерщица Екатерина Рычина: «У меня была тяжелая жизненная ситуация. Чтобы отвлечь от нее, семья отправила меня в Феодосию. Мне было тогда 22 года. Я гуляла по набережной и впервые увидела фаер-шоу. Встала, как вкопанная, и поняла, что хочу тем же заниматься…» Около трех месяцев Екатерина искала людей, которые могли бы ей помочь. Наконец, нашла человека, разделявшего ее стремления и знавшего, с чего начать обучение. Будущие фаерщики стали заниматься по видеоурокам (это были мастер-классы японца Юта Ямомуро и англичанина Ника Вулси). Екатерина тренировалась по 5–8 часов в день. В то время она была дизайнером на фрилансе, работала дома за компьютером, а каждую свободную минуту использовала для тренировок. Потом настало время выйти «на широкую публику»… Была зима. Екатерина решила покрутить огненные пои рядом с домом. Начав представление, она столкнулась с неожиданным эффектом: пламя при вращении издавало очень сильный шум – девушке даже сначала показалось, что он сравним с ревом турбин самолета… Но в целом выступление прошло прекрасно.
А вот, что рассказывает фаерщик Евгений Лобанов: «Мое знакомство с огненной стихией началось еще в детстве: любил смотреть на огонь – если где-то что-то горело, то я был там первым, что-то необъяснимое тянуло. Когда я узнал, что огонь можно вращать – моей радости не было предела. На тот момент я был скромным студентом, еле находил средства на еду. В то время, в 2007 году, не было видеокурсов – были только отдельные видеофайлы, где просто вращали шест (без огня), без объяснений, просто замедленное воспроизведение: на тот момент даже это была роскошь. Я освоил эту технику. А спустя время впервые увидел, как артист вращает огненный шест «без рук»(контактная техника)… Тогда я понял, что стоял в самом начале своего пути. Дорога, которую я выбрал, мне нравится и по сей день. Хотя, если честно – много раз разочаровывался и был в отчаянии, и только совсем недавно я понял, что этот путь ни на что не променяю!»
Безусловно, огонь обладает удивительной притягательной силой. Не даром его образ так любят люди искусства, он часто встречается и в живописи, и в кинематографе, и в поэзии, и в прозе… Вспомните, например, «красный цветок» из сказки о Маугли… Или знаменитую загадочную фразу из сериала «Твин Пикс»: «Огонь, иди за мной!». А если еще припомнить легенды про птицу Феникс и саламандру… Одним словом, не нужно далеко ходить за примерами того, что человечество с давних пор и по сей день неравнодушно к огненной стихии… И вряд ли кто-то сможет логически это обосновать, как бы ни старался.
…Однако сейчас мы подошли к весьма неприятному моменту. Помимо того, что огонь – это невероятная красота, на которую можно смотреть чуть ли не часами, это – при неправильном обращении с ним – еще и серьезная опасность. Конечно, все прекрасно помнят трагедию, произошедшую в пермском клубе «Хромая лошадь» в 2009 году: тогда из-за неосторожного обращения с огнем погибло 156 человек. Однако, вопреки распространившемуся после трагедии мнению, фаерщики здесь были совершенно ни при чем. Никакого фаер-шоу в ту ночь в клубе не происходило. Было только любительское использование пиротехники в помещении, совершенно для этого не приспособленном. Что касается фаерщиков – они сами стали фактически жерт-вами трагедии. Те из них, для кого огненные представления были источником доходов, сразу оказались «не у дел»: все заказы были моментально отменены, новые перестали поступать; те, кто крутил огонь просто ради удовольствия, лишись такой возможности, сталкиваясь с административными запретами и с паническим страхом окружающих… Вот выдержка из обращения фаерщиков к общественности, выложенного ими в Интернет спустя некоторое время после пожара в «Хромой лошади»: «Мы обращаемся ко всем неравнодушным! Это – открытое письмо фаерщиков России и ближнего зарубежья, в котором мы хотим заявить о своей непричастности к пожару в клубе «Хромая лошадь» (г. Пермь), унесшему больше сотни жизней. Это не попытки оправдаться. Мы действительно стали невольными жертвами события, получившего огромный резонанс. На наше имя, на наше творчество и то, чем мы живем, легла тень по вине некомпетентных журналистов, которые поставили знак равенства между нами и виновниками события…»
К счастью, сегодня отношение общественности к фаер-шоу и к фаерщикам вновь стало позитивным: трудные для них времена остались позади…
Раз мы затронули тему пожарной безопасности, расскажем немного о тех правилах, которые должен помнить и свято соблюдать каждый «огненный человек» – уж хотя бы потому, что в случае забывчивости он в первую очередь может пострадать сам.
Костюм фаерщика не должен быть из легкой или синтетической ткани – гораздо лучше плотная, натуральная, при этом еще и обрызганная водой из пульверизатора: такая не загорится. Впрочем, некоторые утверждают, что можно одеться и в синтетику, если ткань толстая и не ворсистая. В любом случае, беспроигрышный вариант – джинсовая или кожаная одежда. Разумеется, она должна быть удобной, а кроме того – никаких развевающихся на ветру юбок или длинных распущенных волос. Что касается головного убора, то здесь оптимальным вариантом считают бандану. опять же, желательно смоченную из пульверизатора.
Фаерщики никогда не используют бензин – это считается опасным. Керосин, напротив, весьма востребован, особенно среди тех, кто практикует «огненное дыхание» (о нем – несколько слов ниже). Смоченные в «замочке» (то есть, в жидком горючем) пои перед тем, как начать фаер-шоу, необходимо отжать либо стряхнуть, чтобы пожароопасные капли не разлетались во все стороны. Вообще с «замочкой» нужно обращаться осторожно: не подходить к ней с открытым огнем, размещать ее с наветренной стороны и подальше от непосредственного места выступления; также нужно следить, чтобы сосуд с «замочкой» стоял на ровной поверхности, а под ним не было ничего легко воспламеняющегося (например, сухих листьев)… Пока фаерщик дает представление, за «замочкой» желательно кому-то присматривать – к примеру, его помощнику.
Еще одно правило техники безопасности (простое и очевидное): не устраивать фаер-шоу в непосредственной близости от фонарных столбов или деревьев. Даже не говоря о ТБ, они могут просто помешать движению пои…
Рассказывать о технике безопасности фаер-шоу можно долго: объема текста хватило бы на пару таких статей. Например, стоит сказать несколько слов о самом эффектном, но при этом самом опасном (для выступающего) элементе огненного шоу – фаербризинге: говоря о нем, нельзя не упоминать и о правилах безопасности… Однако прежде, чем перейти к этой теме, перечислим, как было обещано выше, реквизит, которым может пользоваться фаерщик во время представления.
Пои, многократно упоминавшиеся в статье, – это еще далеко не все. Огненное шоу может создаваться с помощью вееров и метеоров, стаффов и роуп-дартов, девилстиков и «огненных пальцев», факелов и огненных скакалок, обручей и огненных мечей… И на этом список отнюдь не заканчивается! Особенности применения и внешний вид некоторых предметов очевидны уже из их названия. Однако тому, кто никогда не занимался фаер-шоу, может быть не ясно, например, что такое стафф, девилстик или роуп-дарт. Стафф – это металлическая труба либо деревянная трубка, к обоим концам которой прикреплены фитили. Роуп-дарт – крупный фитиль, закрепленный на длинной веревке, которая, в свою очередь, крепится к короткой цепи. Девилстик – почти то же, что стафф, с той лишь разницей, что меньше по размеру и приводится в движение специальными палочками.
Здесь нужно сказать о том, что фаер-шоу – это не обязательно открытый огонь. Для него подойдут и просто светящиеся предметы (хотя кто-то, возможно, сочтет такое представление менее эффектным). Это, например, следующие виды пои: диодные (на светодиодах), неоновые, электронные (последние даже часто снабжены микропроцессором для выбора режима свечения). Разумеется, такой реквизит можно смело использовать в любом помещении – сложные правила техники безопасности становятся просто ненужными. Не удивительно, что эти пои сегодня пользуются достаточно широкой популярностью.
Многообразие используемого в фаер-шоу реквизита расширяет возможности фаерщика, помогает сделать представление более зрелищным. Однако некоторые для того, чтобы поразить зрителей и привести их в восторг, пользуются лишь одним-двумя предметами из длинного списка, и, благодаря мастерству, достигают успеха. Очень часто артисты огненного жанра прибегают и к такому приему (особенно любимому зрителями): фаербризинг или выдувание огня.
Фаербризинг считается чуть ли не самом опасным для здоровья видом огненных искусств. Он же является самым распространенным трюком, выполняемым во время фаер-шоу. Выглядит это так: фаерщик выпускает изо рта огненные шары или струи огня, иногда закрученные в спираль, описывающие дугу или арку… Безусловно, очень эффектное зрелище.
В чем же состоит его опасность для фаерщика? С одной стороны, в том, что огненный шар или струя огня загораются буквально в двадцати сантиметрах от его лица. Кроме того, чтобы выполнить трюк, фаерщик должен набрать в рот керосин и держать его там некоторое время. Это, как минимум, не особенно приятно, а как максимум – может не лучшим образом отразиться на самочувствии. Впрочем, для того, чтобы действительно подорвать здоровье, артист должен выполнять выдувание огня по нескольку раз на дню, причем ежедневно; разумеется, никто так не поступает, и отравления керосином «огненные люди», как правило, не получают. Кроме того, для «подстраховки» существует вот такое простое правило: съесть банан перед представлением и выпить сливок после того, как фаер-шоу закончилось… Сливки можно заменить молоком. Кстати, для выдувания огня подходит не всякий керосин – например, авиационный не годится. Необходимо здесь упомянуть и о такой точке зрения, достаточно распространенной в среде фаерщиков: считается, что правильный керосин без примесей может быть в ряде случаев даже полезен для здоровья; приверженцы этой версии приводят рецепты народной медицины…
Пожалуй, из всего вышесказанного следует вывод, что фаерщики – это действительно особый мир, отдельная субкультура. У них даже сложились свои собственные шуточные поговорки – фактически, фаерский фольклор. Он может быть непонятен тем, кто не имеет отношения к фаер-шоу. Однако те, кто дочитал эту статью до конца, оценят «народную мудрость» фаерщиков. Вот некоторые ее образцы:
«Робкий пойстер робко крутит, храбрый – весело горит».
«Кто пою замачивает – тот её и выкручивает».
«Огневик огневика разглядит издалека».
«На вкус и цвет топливо топливу рознь».
«Сколько пойстера пивом не пои, все равно на керосин смотрит».
«Как ни крутись – без кероса не обойтись».
«Если окунуть горящий поёк в замочку, то ничего не будет. Ни тебя, ни пойка, ни замочки».
…и так далее.
Мир фаерщиков и огненных представлений – манящий, магнетический, открытый для всех и каждого. Огонь завораживает, взывая к двум древним чувствам человека: преклонению перед красотой и стремлению к единству с природой, с ее стихиями. То, что фаерщик не должен придерживаться никакой определенной идеологии, потенциально расширяет границы фаер-движения практически до бесконечности.
Впрочем, возможно, человечеству вскоре надоест крутить огненные пои и следить за гипнотическим танцем пламени… А может быть, все произойдет совсем наоборот: огненное движение продолжит расти и шириться, следующие поколения фаерщиков будут изобретать все новые способы кручения огня, а дети на уроках истории в школе будут проходить «бабочку» и трикветру, а также пяти-, шести — и семибитные «восьмерки»… Кто знает.